"Абарис, или Бореады" - это завещание великого мастера. Рамо написал свою последнюю лирическую трагедию по заказу Парижской Оперы, и она была включена в репетиционный сезон 1764 года. Но во время репетиций маэстро подхватил лихорадку и 12 сентября его не стало. Через 13 дней он должен был отметить свой 81 год рождения. Оперу из-за смерти композитора отложили в сторону, а потом и вовсе забыли. Но спустя 240 лет создатели этого спектакля помогли героям "Бореад" выйти на подмостки Парижской Национальной Оперы. ЖАН-ФИЛИПП РАМО "БОРЕАДЫ" Жан Филипп Рамо (25.09.1683-12.9.1764) - французский композитор и музыкальный теоретик. Отец Рамо, органист, передал сыну обширные музыкальные знания. Семи лет Рамо уже хорошо играл на органе, позднее на скрипке. В 1701 году он поехал в Италию, где прожил несколько лет и хорошо познакомился с итальянской оперой и инструментальной музыкой. С 1702 года был органистом в Авиньоне, Клермон-Ферране, а в 1709 году заменил своего отца на посту органиста в Дижоне. С 1713 года органист в Лионе, Монпелье и Клермон-Ферране. В 1722 году поселился в Париже; постепенно Рамо приобрел здесь известность как автор клавесинных пьес, педагог и органист. С 1745 года занял должность придворного композитора. Композиторское дарование Рамо проявилось вначале в области клавесинной музыки: в 1706 году вышел в свет его первый сборник клавесинных пьес; позднее было издано еще несколько сборников. Свои сборники Рамо сопровождал методическими пояснениями: "Клавесинные пьесы с таблицей для украшений", "Клавесинные пьесы с методой для техники пальцев", "Новый сборник клавесинных пьес с примечанием относительно различных музыкальных жанров" и др. Для клавесина Рамо писал также и концерты; помимо этого, он включал клавесин в ансамбли со скрипкой и виолой, скрипкой и флейтой и др. Параллельно шла работа Рамо в области музыкальной теории (особенно гармонии). Рамо по праву считается одним из основателей классического теоретического музыкознания. Он написал ряд трактатов, вызвавших большой интерес и споры: "Трактат о гармонии" (1722), "Новая система теории музыки" (1726), "Диссертация о различных методах акомпанимента" (1732), "Происхождение гармонии" (1737), "Наблюдение над нашим музыкальным инстинктом" (1754) и др. В начале 1730-х годов Рамо обратился к музыкальной драме. Большую роль в популяризации творчества Рамо сыграл Вольтер, высоко оценивший, подобно энциклопедисту д'Аламберу, композиторское дарование Рамо и давший ему поэтическое прозвище "наш Орфей". Интерес представляет переписка Рамо с выдающимися просветителями 18 века, а также его споры с Руссо, возглавлявшим музыкальный раздел Французской энциклопедии (Руссо не понял новаторства Рамо). Первая опера Рамо на сюжет Вольтера - "Самсон" (1732) не увидела света из-за протеста церкви против использования в театре библейского сюжета. В 1733 году Рамо удалось добиться постановки оперы "Ипполит и Арисия" по сюжету "Федры" Расина. С этого времени началась слава Рамо как оперного композитора. Были поставлены оперы Рамо: опера-балет "Галантная Индия" (1735), "Кастор и Поллукс" (1737), опера-балет "Празднество Гебы" (1739), трагическая опера "Дарданус" (1739), комедия-балет "Принцесса Наваррская" (1745), опера-балет "Храм славы" (1745), "Торжества Полигимнии" (1745), комедия-балет "Платея" (1745), "Зороастр" (1749, переделана из оперы "Самсон"), "Лин" (1751), "Палладины" (1760; на сюжет сказки Лафонтена) и др. В оперном творчестве Рамо использовал различные жанры: лирическую трагедию (продолжая традиции Люлли), комедии-балеты, итальянский жанр оперы оперы-буфф. Как и его младший современник Глюк, Рамо стремился к синтезу музыки и драмы; он развил разные типы речитативов, использовал оперный оркестр для усиления драматического и колористического начала в опере (при изображении явлений природы, катастроф, военных эпизодов). Из произведений Рамо большой известностью пользуются клавесинные пьесы с характерными жанровыми названиями: "Тамбурин", "Курица", "Египтянка", "Нежные жалобы" и др. Полное собрание сочинений Рамо в 18 томах издано в Париже в 1895-1914 годах под редакцией Сен-Санса. М. Ю. Миркин КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРЫ: АКТ I Судьба обязывает королеву Бактрии Альфизу выйти замуж за одного из двух сыновей Борея, бога Северного Ветра. Но она тайно любит Абариса, юношу неизвестного происхождения, поднятого первосвященником Аполлона. Два претендента на руку королевы, Калисис и Борилеас, оказывают на нее давление, чтобы королева скорее приняла решение. АКТ II Абарис признается в своей любви к Альфизе первосвященнику Адамасу, но полагает, что его чувства безнадежны. Наставник советует быть упорнее в достижении цели. Альфиза посещает храм Аполлона и рассказывает Абарису свой сон, в котором бог Борей разрушает её королевство. Эмоции Абариса выдают его истинные чувства к королеве. Она, в свою очередь, признается ему в любви. Еще раз, два принца Бореада каждый объясняется в любви для нее. Появляется Эрос и дает Альфизе волшебную стрелу, обладающую властью отразить любую неудачу. Однако он объявляет, что хотя и одобряет ее выбор, но, тем не менее, только потомок Борея имеет право стать её мужем. АКТ III Альфиза и Абарис сомневаются в том, что их любви когда-либо будет суждено расцвести. Сталкиваясь с нетерпением подданных, желающих знать имя их нового короля, Альфиза объявляе, что она решила отказаться от престола, чтобы соединить свою судьбу с человеком, которого любит. Калисис и Борилеас призывают ярость Борея, который, в свою очередь, выпускает ветры своего гнева. Посреди сильного шторма Бореады похищают Альфизу. АКТ IV Предавшись отчаянию, Абарис решает принести себя в жертву, сгорев в огне, но Адамас призывает его спасти свою возлюбленную. АКТ V Альфиза теперь является пленницей в подземном царстве Борея. Повелитель Северного ветра ставит её перед выбором - либо она выходит замуж за одного из его сыновей, либо её ждёт рабство. Калисис и Борилеас прилагают все усилия, чтобы добиться ее расположения, но королева предпочитает подвергнуться пытке, нежели уступить. Благодаря волшебной стреле, Абарис, усмиряет ярость ветров. Тогда появляется Аполлон. Он сообщает, что Абарис - его собственный сын, рождённый нимфой из рода Бореад. В результате не остается никаких препятствий, и Альфиза с Абарисом могут сочетаться законным браком.